Nikolay Alexandrovich (nick_sanych) wrote,
Nikolay Alexandrovich
nick_sanych

Category:

"Вокруг света на вёслах". К вопросу о проекте.





Завершая тему.



Начну издалека. Сергея Морозова (navigatorpirate) я читаю достаточно давно. Более того: совсем немного его знаю, и не только по поверхности сети. Однажды во время вынужденного простоя в работе я зацепился глазами и мозгом за его сигнал.

И это была шикарная зацепка во время вынужденного простоя. Как минимум, я попробовал свои силы в том, что действительно интересно и перспективно -- хоть со стороны и большинству могло показаться безумной, нереальной и утопичной затеей.

Итак.

Как всё начиналось?

Зимой прошлого года у меня с ним состоялся разговор, результатом которого на свет должен был родиться полноценный документальный фильм о его кругосветном двухгодичном плавании под парусом -- на основе тех материалов, которые он смог отснять и записать сам. Так, на секундочку, речь идёт вот о чём:



Помимо того, что тема кругосветки интересна сама по себе, этот фильм и короткий презентационный ролик должны были стать вспомогательной системой для сбора средств на вторую, вёсельную кругосветку. На специальной лодке, чертежи к которой уже есть. Так, на секундочку. Первый короткий ролик был сделан и озвучен очень круто. Хуже этого уровня делать уже нельзя.



В январе, феврале и марте, не обладая ничем, кроме примерного понимания того, из чего и как я вообще буду собирать этот фильм и этот ролик, заручившись поддержкой профессионального оператора и дизайнера, мы начали медленно, но верно двигаться вперёд. Я честно предупредил Навигатора о том, что делаю это по возможности и гарантий нет никаких: мой главный приоритет в плане документалистики в том числе -- в другом. Не говоря уже о работе, чтобы тупо себя прокормить. Мы вроде бы как друг друга поняли. Мы начали движение. От расстановки целей до сценария, который по-прежнему процентов на восемьдесят в моей голове.

Срок совместного выполнения этой задачи я оценил примерно в полгода.

Что было нужно и что было реально?

О более-менее полном архиве стОит упомнянуть. Фото, видео и прочие данные о пройденном пути. Большую часть этого Сергей аккуратно упаковал, предоставив мне возможность выкачать его из сети. Материал Сергея интересен, его много, но для полноценого, интересного документального фильма недостаточно. Требовалось кое-что ещё.

Во-первых, оператор и монтажёр.

То есть, не просто снимающий на тапок любитель типа меня, а человек, понимающий, чем снимать и как снимать. Со своей техникой -- более качественной, чем моя. Со своим комплектом софта, позволяющим делать качественный монтаж. Требовался человек, обладающий навыками создания инфографики: это движущаяся анимация, титры, элементарные спецэффекты. То, чего я, например, не умел отродясь. Тогда, в самом начале зимы, нам с Сергеем в каком-то смысле повезло: человек умеющий у нас какое-то время даже был.

Во-вторых, помимо отснятого и записанного Сергеем в течение двух лет, требовался дополнительный материал. Интервью.

Мы успели сделать несколько: с его давним товарищем, с одной неглупой и симпатичной девушкой и даже со мной. Последнее сняли, скорее, из соображений "на всякий пожарный", поскольку человек, подписавшийся на съёмку в тот день, меня капитально подвёл и не явился.

Планировали снять как минимум десять бесед с друзьями, родными и близкими, что предполагало поездку на его историческую родину -- Ростов-на-Дону.

Отталкиваясь от этой базы, которую, к сожалению, так и не вышло собрать хотя бы минимально, можно было бы сказать, что всё готово к монтажу и озвучке. Испытывая острую нехватку в досъёмочном материале, я пытался провести какие-то интервью удалённо: человек получал материал, список заранее готовых вопросов и отвечал на свою камеру сам, поскольку средств ехать на другой конец земного шара (да что там шара, страны) у нас не было.

При кажущейся простоте задачи это не сработало. Его объявления с многотысячным окружением в этом смысле никакого результата не давали. Или -- давали, но совершенно не то, что требовалось в данный момент времени.

В-третьих, нам был нужен качественный звук. Что подразумевало соответствующее оборудование. Которого не было.

В-четвёртых, требовался качественный закадровый голос. И это должен был быть голос профессионала. Его у нас не было и в помине. Хотя, по факту готовности фильма и ролика можно было бы и нанять человека, попросту положив закадровый голос поверх существующего материала. Ибо я прекрасно помню, за какие копейки и очень быстро одному моему знакомому перевели и озвучили Подношения богу скорости.

В общем, для того, чтобы что-то снять, и смонтировать это что-то вместе с чем-то, у нас какое-то время кое-что даже было. Гораздо лучше, чем ничего -- но комплект всё равно неполный.

Что было сделано?

Время шло. Наш действующий оператор постепенно терял интерес к теме. Особенно после того, как одна симпатичная и неглупая девушка не явилась на съёмку, которую мы подготовили: я нашёл студию, а человек со всем оборудованием ехал из Зеленограда. Что, в общем-то, неудивительно. По факту сдачи диплома человек почти сразу же нашёл работу, и ему стало совсем не до нас, не до съёмок, не до поездок. Что, опять-таки, понятно. И нормально. То, что мы сняли, легло в архив.

Я стал стараться подключать знакомых операторов с ТВ. Их реакция была теперь уже немного предсказуемой: с одной стороны, "тема интересная, добротная и достойная". С другой, "ну ты понимаешь, дядь, сейчас наснимаем говна, а потом будем кусать локти" -- и это при наличии качественной аппаратуры, как по картинке, так и по звуку. Данное явление природы можно было бы списать на отсутствие свободного времени, если бы не одно обстоятельство.

В процесс как-то очень резво решил включиться один малознакомый мне режиссёр, который на момент прошлого года снимал некий сериал на некоем ТВ. И первое, что он сделал -- c нашего ведома начал предлагать проект разным каналам, связанным с путешествиями и спортом.

Поскольку плавание Навигатора подразумевало, по меньшей мере, пять лет, ни один из каналов, по словам того же режиссёра и того же оператора, не решил за это браться. Поскольку ТВ в плане любого проекта не мыслит категориями даже на год вперёд: за пять лет ситуация в стране может повернуться так, что канала не станет. Не говоря уже о том, что кругосветка на вёсельной лодке достаточно опасная затея, и гарантий, что за время движения по миру с человеком ничего не случится, нет.

А раз нет таких гарантий, нет и смысла шевелиться. Логика железная.

У одного из самых известных на тему путешествий отечественных медиа подход к любому событию такого плана вообще очень простой. Звучит он примерно так: "Сначала вы, ребятушки, совершаете подвиг, аккуратно и красиво снимаете его в процессе, у вас у самих болит голова о том, чем и как вы будете снимать да монтировать, платите нам деньгу за ротацию -- а уже потом собираете плоды того, что вы сделали. Если они будут, конечно же".

Более того, когда мой знакомый оператор обратился с этой темой в качестве идеи к какому-то очередному высокому начальству канала, на котором работал, его чуть не уволили. На вопрос о том, что же это такое было, отечественная медицина прямого ответа не даёт.

Пока было свободное время, мы стучались во все двери. Туда, куда могли дотянуться. Однажды вышли на очень серьёзного человека, который за свою жизнь успел своротить несколько массивных гор. И человек ответил нам: да, люди, это действительно интересно, и это действительно может сработать.

Но для этого вам понадобится хорошо подготовленная краудфандинговая платформа, охват, как минимум, англоговорящей целевой аудитории. Помимо русскоговорящей: те просто чуть более платёжеспособны. И, главное, полностью открытый бюджет. Встречались люди, которые под свои задумки собирали и более денег, чем требуется. И да, сразу готовьтесь к тому, чтобы на этой платформе поселиться безвылазно, потому что осилить собрать бюджет в двадцать миллионов долларов, поняв, что конкретно получает ваша целевая аудитория и дав ей это -- непростая задача.

Но, к сожалению, на это веселье совершенно нету времени: дела. Но поспрашивать знакомых, постараться найти какой-то полезный контакт -- отчего бы и нет? На созвоне. Правда, до сих пор.

В общем, тоже глухо. Ни ответа, ни привета в конечном итоге, с одной стороны. Но с другой, а кто, кому, и что тут должен? Во всяком случае, мы задали вопрос и получили логичный ответ. И за это спасибо большое. По себе знаю: от таких разговоров в голове прибавляется извилин.

Мы поняли главное тогда: ничего нереального и утопичного в этой идее нет. Весь вопрос во времени, и только.

Когда я говорил на тему Навигатора и его второй кругосветки с другом-журналистом, он сказал примерно такую вещь.

"Понимаешь, я бы написал что-то интересное на его тему. Мне несложно. Тем более, что человек достойный. Но проблема в том, что своё кругосветное плавание он завершил несколько лет тому назад. Для мира новостей он давно не новость. Я мог бы написать хорошую статью только в одном случае: если у Сергея Морозова будет лодка, способная сдюжить кругосветку. Тогда без проблем. Но в нынешнем состоянии это никто никуда не пропустит. Чьи-то планы -- это не инфоповод".

Один хорошо знакомый режиссёр сказал такое: "Извини, старик, но в этом деле я тебе не помощник -- просто не моё. Но вообще, советую себе откопать в сети все документальные фильмы о людях, которые прошли именно на вёслах большие пути, и внимательно их просмотреть. Будут какие-то вопросы -- спрашивай".

Просмотры дали определённое понимание структуры. Это хорошо. Но без горючки самолёт не полетит. Из нуля и на ровном месте такие вещи не делаются. Без оператора и качественной аппаратуры нет хорошего кадра. Без дополнительного материала фото и видео, отснятые Сергеем за те два года, на должном уровне восприниматься не будут.

Поясню: должный уровень -- это хотя бы часть бюджета на затею второй кругосветки. Это поддержка людей, для которых Сергей Морозов и его проект -- выгодное вложение средств. Это люди того уровня, во многом благодаря которым Сергей Морозов ходил под парусом два года и вернулся с победой.

И что дальше?

В общем, к маю месяцу образовался замкнутый круг.

Чтобы добыть деньги, надо либо вложить деньги. Либо потратить время. Ни того, ни другого к лету 2016 года уже нет: надо что-то кушать, а на подходе такие задачи, которые бросать нельзя (так, на секундочку: починка командного мотоцикла, телеканал на хвосте "Мир" и куча людей, с которыми надо взаимодействовать). На всё не разорвёшься: в сутках всего двадцать четыре часа. Задачи по моей основной теме нарастали как снежная лавина. Они решались и продолжают решаться по сей день. И с каждым днём их всё больше, потому что чем больше и мощнее запущенный механизм, тем больше времени и сил он требует.

В отличие от затеи бюджетом в двадцать миллионов баксов, ощутимый выхлоп -- есть. Наш результат -- адекватное взаимодействие с людьми, довольно увесистый список решённых задач. И ещё больший список задач, о которых говорить пока рановато, дабы не сглазить.

Надо отдать должное реальности: эта штука с теми инструментами, что у меня были тогда, в 2016-м, оказалась мне не по зубам. Как и в случае со штукой, которая выстрелила и продолжает стрелять, в ней надо было жить, отдавая этому всё свободное время, силы, волю и веру. То, чем я занимаюсь почти всё свободное время сейчас, оказалось ближе, реальнее и сильнее, чем кругосветное плавание на вёслах.



Пожалуй, единственная ошибка здесь была допущена всего одна. Я вовремя не поставил точку. Судя по мутным предъявам некоторых граждан из числа (по)читателей Сергея Морозова, это нужно было сделать тогда, а не спускать на тормоза.

Сам Сергей хранит молчание, тихо удалившись из скайпа, за которым в беседах с ним я провёл немало интересных и позитивных часов. Что ж, каждый делает свой выбор. Я говорю -- спасибо за возможность и удачи. Будет здорово, если когда-нибудь затея с кругосветкой на вёсельной лодке начнёт принимать реальные очертания.

Tags: видео, вокруг света на вёслах, занимательная энтомология, мысли, съёмки, труба зовёт, чужое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments