Nikolay Alexandrovich (nick_sanych) wrote,
Nikolay Alexandrovich
nick_sanych

Мой Терминатор.



Обычно я такими вещами не занимаюсь, но тут особый случай. Как давний фанат первых двух частей, естественно, не мог не удержаться в своё время и от просмотра "T-3", и "Хроник Сары Коннор" (коих с огромным интересом и удовольствием посмотрел), и "T-4", и, разумеется, "Генезиса". Просмотрев кучу клонов детища Джеймса Кэмерона, сам для себя пришёл к
интересному выводу.



На самом деле я не фанат "Терминатора" как такового. Честное слово. Скорее, я всё-таки любитель творчества режиссёра. Рассыпаться в комплиментах не буду, всё было сказано до меня. И довольно давно. Один знакомый режиссёр на одном из своих занятий, где мне посчастливилось быть, молвил примерно такое: кино -- это не просто искусство. Это сочетание целой кучи искусств: сценария (наличие интересной истории), постановки кадра (наличие красивой и правдоподобной картинки), игры актёров и, что самое главное -- музыкального сопровождения.

Это помимо кучи других мелочей, о которых я даже и не подозреваю, конечно. И попасть этим крайне сложным сочетанием в бОльшую часть зрителя так, чтобы зритель держался, не отрываясь, да ещё б и добавки просил, ожидая очередную часть -- большая удача.



Всё это и создаёт атмосферу картины. Заставляет слегка оторваться от реальной жизни и немного побыть внутри, сопереживая героям, задать самому себе вопрос: "А что же там будет дальше?" Если это есть -- у команды режиссёра получилось. Если нет, значит, не очень. Как вариант, всегда рулит фирменная отмазка под названием "стало быть, не ваше" и "художник так видит".

Так вот, Джеймс Кэмерон (или команда Джеймса Кэмерона, что гораздо ближе к правде) так умеет сочетать музыку, чередование и длительность сцен, спецеффекты, грим -- что по крайней мере у меня что в плане первого, что второго "Терминатора" создавалось ощущение реальности происходящего. Погружение. Настолько, насколько это вообще возможно в кино. Может быть, ежели хорошенько колупнуть, я где-то внутри ещё подросток или вообще неразумное дитё.

Но пока крутится диск, на время сеанса этому человеку удаётся меня убедить в том, что из не такого уж и далёкого будущего действительно прибыла адская машина. По делам, так сказать, сугубо стратегическим: найти и уничтожить. И в первой части это действительно незнакомое существо из незнакомого мира, эдакий живой труп -- громадный, бесстрастный. Крепкий как танк и неотвратимый как кувалда. Если свяжешься с этой хреновиной в бою -- без плазменной винтовки почти никаких шансов уцелеть. В это веришь. Точно так же, как и в худосочного, слегка дёрганого сержанта "Техкома". Всё так, как и должно быть: солдат из будущего, где почти нет пищи, где на обед идут даже крысы, где безопасно только в укрытии, и то ненадолго -- должен быть худым, в шрамах и слегка дёрганым. Особенно учитывая обстановку мира, лишённого такого рода угроз и оружия будущего.

Мир будущего нарисован вполне понятно, может быть, немного наивно -- но в него всё-таки тоже верится. В итоге машина путём неимоверных усилий повержена, повержен и солдат. И, что немаловажно, спаситель человечества зачат. Повторюсь: всё на своих местах и, наверное, так, как это могло быть на самом деле. Саму атмосферу кино лично я ощущаю как нечто, с одной стороны, гнетущее, тяжёлое, с другой -- героическое и с надеждой на некое светлое будущее. Которе даётся путём неимоверных усилий и вполне определённых жертв.

Я не понаслышке знаю, что у всех продолжений есть одна и та же проблема: обладая набором уже знакомых героев и характерных ситуаций, с ними связанных, надо ухитриться создать что-то новое. Да ладно, новое. Хотя бы интересное. Так вышло со второй частью. Фильм завораживает своей атмосферой, и смотрится на одном дыхании. Перессказывать нет никакого смысла, думаю, это видели почти все. Фантастическая история получила логичное и понятное завершение. На том и закончилась. В центре внимания, как обычно, актёр Арнольд Шварценеггер. В первой и второй части для меня этот образ олицетворяет силу, неотвратимость, готовность действовать, не обращая внимания ни на какие потери. Мир во всём мире в очередной раз спасён, "защитника жаль, но так было надо и по-другому никак".

Что касается остальных частей, кроме четвёртой -- несмотря на обилие спецэффектов и графики, по сравнению с предыдущими двумя -- не то. И вроде бы, с одной стороны, Т-101 ведёт себя так, как и должен вести себя T-101. Всё в порядке с автомобильно-мотоциклетными погонями да перестрелками. Мир в очередной раз на грани скатывания в ядерный пиздец, есть с кем повоевать. Даже внезапные шутки, периодически выдаваемые киборгом -- и те не хуже предыдущих, из первой и второй части. И в главной роли по-прежнему Арнольд. И разнообразные типы техники будущего вполне интересны.

Так что же не так c большей частью продолжений?

Во-первых, отсутствует атмосфера, которую может создать только Джеймс Кэмерон и его команда. Благодаря ей можно поверить в любой бред сценариста. Но того особого сочетания музыки, кадра и сцен нет. Я вижу лишь попытки приблизиться к успеху оригинала. Любое творение, снятое
по Терминатору, если это не Джеймс Кэмерон -- уже воспринимается просто как очередной рывок на деньги. Используя успех двух предыдущих частей. Люди идут на Арнольда, люди втайне, должно быть, хотят увидеть что-то достойное предыдущих творений. Слегка обламываются потом, конечно. Но платят за билет в кино.

Во-вторых, напрочь отсутствует взаимосвязь с предыдущими частями. В третьей части оно выглядит примерно так: в "мирный мир" поочерёдно прибывают киборг-злодей и киборг-герой. У злодея цель уничтожить Коннора, у героя -- как водится, защитить. И Т-101 в перерыве между
боями сообщает Джону: "Конец света не отменён. Вы его только отсрочили". Почему? В чём причина? Ну хоть самая бредовая, ребята из Голливуда? А хрен его знает, почему! Просто не отменён и всё тут: кушайте, не обляпайтесь. Вот вам обезьянообразный актёр (и верьте, что это и впрямь Джон Коннор), вот вам стареющий Шварц, вот вам куча спецэффектов и погони с перестрелками. Конец света незбежен как дембель, наслаждайтесь.

Это всё уже смахивает на цирковое представление с демонстрацией новых спецэффектов и графики. И Терминатор здесь уже не главный герой,а скорее, главный клоун. Его задача не мир спасать, а устало развлекать публику. К сожалению, это видно, это чувствуется. Во всяком
случае, мной -- однозначно. Куда-то пропадает неотвратимость и железная поступь. От былой жвачки девяностых остался только вкладыш.

В пятой предлагают очередной аврал с концом света. Уже действительно произошедшего по версии третьей, кстати, части. И, опять-таки, никоим образом не связанным с происходящим в новом фильме Судным Днём.

Который, как водится, желательно предотвратить: "Скайнет" и силы сопротивления засылают в прошлое двух терминаторов, чтобы уничтожить Сару Коннор в детстве. И чтобы её же от того же терминатора, по традиции, защитить. Ладно, я готов поверить и в девочку, у которой очередной Т-101 долгое время был за папашку. Она слегка тянет на тень Линды Гамильтон. Я готов порадоваться за старого доброго Арни, который по-прежнему на своём месте и в меру сил жжот напалмом. Но поверить в Кайла Риза, который выглядит как хорошо откормленный и довольный жизнью тренер по фитнесу? Поверить в Джона Коннора, который выглядит как лысеющий руководитель отдела продаж со следами пластического грима на лице? Поверить в неведомую технологическую ебанину, которой Джона Коннора озалупил "Скайнет"? Ребята из Голливуда, вы это серьёзно?

Почему засыл механического диверсанта на этот раз был в более глубокое прошлое, в отличие от предыдущих попыток? И каким образом, если машина времени была уже захвачена людьми в самой первой части -- благодаря чему был заслан Кайл Риз, и заодно перепрограммированный вариант
T-101? Хотя бы намёк. Но никаких намёков нет: при рухнувшей инфраструктуре "Скайнетом" благополучно отсылается T-1000, затем T-X, затем, как я понимаю, снова T-1000. Я бы понимающе кивнул, если бы как-то штрихом обозначили: ну, тут, понимаешь, машин времени было несколько. Серийное производство. Или там внезапное обнаружение на Главном Компьютере информации о посылке нескольких "плохих" терминаторов в прошлое, на разную глубину: 1984, 1992. Вот и вышла такая хрень, уважаемые пацаны и девчонки. Но ведь нет же такого штриха! Можно, конечно, за такой штрих посчитать неведомую до поры до времени "магнитно-биологическую тварь Скайнета", цапнувшую Джона Коннора в момент перемещения Кайла в прошлое, перебившая весь отряд и, судя по всему, наворотившая дел.

Но, во-первых, такого не было в первой части, с которой уже выстроена связь. Во-вторых, на фоне плотных событий это стирается из памяти напрочь, в то время как Джеймс Кэмерон картину бытия рисует мгновенно, полно и на ходу. Иными словами: технология "перестроения организма на клеточном уровне в злодейского киборга" выглядит и воспринимается как хуй на лбу. Внезапный и неаккуратный вариант решения проблем со сценарием. T-1000 и даже странная T-X смотрелись естественней и органичней, чем это вот. С тем же успехом можно было рассмотреть линию, при котором Кайл Риз внезапно понял, что на самом деле гей. Драмы бы добавило -- только в путь.

Самое смешное, что пятая часть в самом конце содержит плавный намёк на шестую.

В первый просмотр я не осилил "Генезис" целиком. Просто уснул через полчаса. В отличие от "T-3", вопросов о том, что же будет дальше, вообще не возникало. Разве что мысль наподобие: "Ну-с, посмотрим, как сейчас выкручиваться будете". По окончанию просмотра, с учётом того, что именно этот фильм так хвалил сам создатель дилогии, у меня возникло только три вопроса: ребята из Голливуда, вы где такую траву берёте и как много её выкурили? Если уж городить огород, так не лучше ли сделать это хотя бы правдоподобно, в соответствии с тем, что было наработано раньше?

Или, если действительно не можете так -- не лучше ли уже, наконец, придумать, блин, уже какую-нибудь новую интересную историю и постараться выложиться на все сто процентов -- так, как это делает Джеймс Кэмерон в любой своей работе? "Глубина", "Титаник", "Аватар" -- например.

Поэтому да. Мой "Терминатор" выполнил свою работу в далёких девяностых. Всё, что выходило дальше -- либо жалкое подобие, либо достойная, но всё-таки копия.


P.S. Документалку о создании первой части всё-таки очень рекомендую. По драйву, интересности и накалу страстей вштыривает ничуть не хуже самого фильма. Для меня "оно" теперь живёт там. А может, это просто я немного повзрослел.
Tags: видео, кино, чужое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments