?

Log in

Москва-Электросталь-Киржач. Part two. - Опытный Камикадзе [entries|archive|friends|userinfo]
Nikolay Alexandrovich

[ website | Nick Sanych Lab ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Москва-Электросталь-Киржач. Part two. [Sep. 21st, 2013|11:58 am]
Nikolay Alexandrovich
[Tags|, , , , , , , ]



Продолжая тему.

В какой-то из дней между отправкой в санаторий имени Петра Петровича Кащенко близ деревни Киржач у нас выпала тренировка. В идеале, на территории Электростали хотели готовиться два дня. И желательно, вместе с нашим действующим штурманом: хотя бы попробовать, что такое работать в спарке Барсом в режиме радиосвязи. До этого Чудо тренировалась в режиме тактильных команд: Барс за рулём. Она сзади. Благо, объём тела позволяет нашему штурману без особых проблем и нагрузок для двигателя размещаться на Крокодиле.








* * *


Управление по радиосвязи до фестиваля Чудо вообще ни разу не отрабатывала. Помимо оного прискорбного факта, до кучи у нашего Чуда внезапно нарисовались проблемы с учёбой. На горизонте маячил сценарий, по которому человек вообще на фестиваль не попадал. В общем, всё было серьёзно и местами довольно-таки неприятно. Ожидание какой-то неведомой фигни, режим "может быть да, а может быть и нет".

Вообще, способов управления квадроциклетом у нас, условно говоря, три. Первый -- радиоканал. Оператор/штурман стоит неподалёку от водителя, и серией коротких и чётких команд помогает незрячему с ездой. При этом радиус поездки, например, со мной составлял не более шестидесяти метров. Дальше лично у меня начинаются зрительные искажения, я не вижу, собственно, рельефа трассы -- и водитель рискует либо куда-то вписаться, либо куда-нибудь не вписаться.

Второй режим -- это в спарке со штурманом. Позади незрячего человека сидит, в нашем случае, девочка небольшого росту и массы, и при помощи специальных, очень понятных и хитрых тактильных команд помогает человеку рулить и ехать. При таком раскладе дальность поездки может быть любой. Главное, чтобы трасса была свободна от всяких лишних объектов: пешеходов, автомобилистов, мотоциклистов и, в особенности, граждан из ГИБДД. Накануне отъезда я опробовал тактильный режим. На удивление, он оказался проще радиоканального -- нет "зеркального эффекта" (это когда лево и право путаешь), Барс откликается на команды довольно послушно, а главное, телом чувствует рельеф и в любой момент готов отреагировать на любую проблему -- типа внезапного изгиба трассы.

Третий режим -- радиосвязь пополам с телеметрическим оборудованием. На шлеме, прямо на визоре, закреплена видеокамера с большим углом обзора. Камера прикреплена к передатчику, который транслирует изображение в приёмник. В моём случае это жидкокристаллический телевизор. Соответственно, передатчик закреплён на квадроциклете. Приёмник у меня в руках. Я сижу в позе лотоса и внимательно смотрю, что мне даёт камера. Основываясь на том, что вижу -- даю парню команды по рации. Та пара "Midland"-ов косячила со звуком где-то на расстоянии полукилометра. Как клялись и божились чуваки из магазинчика электроники, приёмник и передатчик держали нормальную видеосвязь на расстоянии до полутора километров.

Целиком телеметрию показывать не буду, ибо я раздоблай и её не отфотографировал. Но кусочки элементной базы, без кучи двенадцативольтовых аккумуляторов, выглядят так:



Ничего особенного. Просто кусок системы видеонаблюдения. Никаких открытий теорий относительности и прочей квантовой механики.



Я отгонял человека на сто метров от себя, и практически всё прекрасно видел -- правда, разок загнал его в небольшое болотце. Стало быть, самый минимальный радиус, при условии нормальной площадки -- двести метров. Более того, после работы в таком режиме Барс говорил, что у него стало появляться практически полное ощущение полноценной поездки, а не "лягушатника". Он же, не так давно и прямо на ходу, разработал более короткие и понятные команды, с которыми помогать ему ехать стало гораздо проще.

Ощущение того, что вот ещё немного -- и можно вместе со штурманом по какому-то относительно лёгкому лесному пути проехать километров эдак сто -- возникло у меня ещё в мае.



* * *


Электросталь чем-то смахивает на Кораблино. Только там чуть больше пространства во дворах, и сам город не на пятьдесят, а на сто пятьдесят тысяч душ. Больше торговых точек, аптек, банков, автосервисов. Есть даже пара массивных торговых центров. Короче: гораздо меньше Рязани, гораздо больше Кораблино. Среднее арифметическое. Вот там-то во дворах мы и решили вкатываться. С учётом того, что это не Крокодил, а Синий. И этот Синий нёс на борту гораздо больше проблем, чем Крокодил.



Об этом будет сказано чуть далее. Электросталь -- город промышленный, Педивикая, например, выдаёт о нём вот такое. После распада ужасного и тоталитарного СССР промышленность там слегка подсократилась, зато увеличилось количество демократических алкоголиков и наркоманов. Кроме Стива и некоторых других замечательных людей, живёт там народ, в основном, простой. Выпивает простой народ -- основательно. И в карман за словом да пиздюлями особо не лезет. Мало того, ещё и сидевший в местах не столь отдалённых. В каком-то процентном соотношении.

Не хочу сказать ничего плохого. Люди как люди. Просто с ними надо уметь общаться. Желательно так, чтобы общение это не приводило к пробитой башке или разбитой роже.



На первую тренировку в обозначенном городе выползли днём. Разгон там был метров на шестьдесят во все стороны. Или почти во все. Людей нет. Детей тоже нет. Все либо на работе, либо в школе, либо в детском саду. Лично меня беспокоили две вещи: техническое состояние Синего и его мотоциклетная гашетка газа. На квадрах это, как
правило, не ручка, которую нужно откручивать в пол, как на мотоциклах. Это клапан, на который давят пальцем большой руки -- ровно то же самое на снегоходах. Вероятно, чтобы исключить случайное отжатие ручки вниз: неровности рельефа, случайные повороты руля.

Нам очень-очень не хотелось облажаться на фестивале. А для этого технику надо чувствовать как своё тело. Поэтому мы стали вкатываться. Сначала на площадке "номер один", там где небольшая полоска асфальта и трава. Эта площадка позволяла нарезать круги и восьмёрки. И разгонные прямые. Потом по "площадке номер два". Это место, где недавно стоял дом: кое-как это место разровняли, но обилие битого кирпича, рытвин, грязи -- то, что надо для того, чтобы и рельеф щупать, на него соответствующе реагируя, и разгонные прямые отработать.

Пару-тройку часов мы откатали, началось это часов в одиннадцать, завершилось часа в три или четыре. Штурмана всё не было, и неизвестно, собирается ли прибывать. Барс предложил такую штуку как "мотокоррида". Трюк заключался в следующем: оператор с рацией стоИт на пути квадроциклета, тот разгоняется по прямой строго на
оператора, и в момент, когда зрителю кажется, что оператора сейчас сметут нахрен, подаётся команда торможения. Причём так, что квадр останавливается от него в нескольких сантиметрах. На вытянутой руке.

Идея мне понравилась. Не понравилось только одно: во-первых, как и любой другой элемент программы, это должно быть отработано на уровне цирковой репетиции. Грубо говоря, круги, восьмёрки и разгонные прямые отрабатывались с апреля месяца этого года. И Барс, и я знали это как таблицу умножения. Несколько месяцев, и какая-то часть этого времени отрабатывалась в режиме "через день". То, что предлагал Барс, должно было отрабатываться ровно столько же, если не больше. И впопыхах, за какую-то пару дней перед фестивалем, да ещё и человеком, который и рации-то особо в руках не держал -- такие вещи не делаются. Как бы ни хотелось продемонстрировать что-то. Как бы я сам этого ни хотел. Есть логика, и против неё переть не надо ни в коем случае: это чревато буффонадой перед огромной толпой народу, в массе своей -- прямого и честного.

Рисковать такими вещами я не стал. Предпочёл работать с тем, что есть.



* * *


После тренировки жрать хотелось просто зверски. В стольном граде Москва это просто: через каждые десять-пятнадцать метров есть точки общепита. В Электростали чуть сложнее. Ну я прыгнул на Синего да поехал. Городок незнакомый от слова совсем. Но структура проще Московской, думаю, за пару часов его можно обойти пешком. Улицы прямые, структура дорог и домов как в первых версиях "Wolf-3D" (ещё того, под DOS).

В общем, еду я по прямой и ни хрена не понимаю, где тут, допустим, буржуйский красно-жёлтый общепит быстрой загрузки. Дорога пустая, вижу слева по борту троих местных пацанов. От семи до одиннадцати лет примерно. Они смотрят на меня как на Оптимуса Прайма из фильма "Трансформеры". Хорошо так смотрят, позитивно-удивлённо: в наш маленький город приехал Цирк! :) Ну я, пока они не успели привыкнуть, с ходу и вопрошаю -- мол, парни, а где у вас тут этот ваш Рональдс-Дональдс? А они в ответ -- а вам какой поближе или подальше? Я -- само собой, который поближе, жрать хотим как из пушки. Ну и мысленно прикидываю, чем бы их таким отблагодарить, как выполним боевую задачу.

Это один из моментов истины, когда я очень сильно пожалел, что у меня на борту не было ни видеорегистратора, ни хотя бы фотокамеры. Обидно до слёз. Поэтому буду текстом. Итак. Картина Репина маслом: по практически пустым улицам прёт Синий. Впереди Синего бегут трое пацанов, указывая дорогу. Причём, бегут так, что мне их жаль. Я стараюсь ехать очень медленно, сколько конкретно, непонятно: спидометр-то не пашет. Чуть быстрее, чем шагает пешеход. Гораздо медленнее, чем футбольный фанат от ОМОН-а сваливает.

Как доехали, я припарковал машину неподалёку от торгового центра под названием "Plazza". Эдакая уменьшенная копия того, что неподалёку от Киевского. Зашли туда вместе, я загрузился едой под завязку и парням проставил по коричневому напитку с углекислыми газами. Ввиду крайне скромного моего бюджета.

По дороге ребята задали мне вопрос, зачем мне рация (предательски сверкала антенной на грудном кармане). Я долго думал и понял, что про Судный день я им рассказывать не буду. Объяснил, что мы снимаем кино -- и вот когда надо давать команду оператору, при условии, что он сильно далеко, такая штука как рация помогает сильно. Ребята выразили очень большое желание понаблюдать, как там и чего. Сильно интересовались, что нужно сделать, чтобы их приняли в мотоклуб. Я сказал -- это надо к президенту обращаться. Но сразу нужны три вещи: мотоциклет, права и чтобы мама не была против (я знаю, я ужасный человек) :). Параллельно подумал: если у Стива с мотокружком в колледже серьёзно будет, вот эти ребята как раз нам и нужны. Чтобы по улицам не шлялись.

Я сильно спешил, а смотреть на то, как они ковыляют за Синим, не было никаких человеческих сил. Я назвал адрес, и потом предупредил всех, кого мог в доме Стива: если вдруг подойдут трое малых, не гоните их.



* * *


Дальнейший точный хронометраж событий в моей голове достаточно сильно повреждён. К вечеру вроде бы того же дня подтянулась съёмочная бригада: Надя и Алик. А может, они были с вечера дня прибытия. К вечеру то ли этого же, то ли следующего дня подтянулась Маша, каким-то чудным образом вырвавших из цепких лап администрации колледжа, в котором учится. Чудо у нас отличница. Из тех, что забивают на лекции и семинары, а потом приходят и всё сдают
на крепкие пять баллов.



Вечером стало ясно: с рацией она управляется отлично. Наша юная леди работала в спарке с Барсом практически в полной темноте, и делала это с первого раза на крепкий зачёт. Мы с Барсом пришли к выводу, что в этом плане она гораздо быстрее и умнее меня. Ему было как-то комфортнее работать с ней, уж я хрен его знает, почему.

Боря говорил -- меньше нервов, чётче команды или что-то типа того. Я ответствовал, если меньше нервов, значит просто пока не понимает до конца, какая это ответственность. Плюс, Камаза в зеркалах у неё пока не было (и надеюсь, не будет).

Я потом всё грязно подшучивал: наверное, потому что я вредный бородатый мужик и в половом смысле для Барса ну совершенно бесполезен :).


Продолжение следует.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: parallelshik
2013-09-22 05:36 am (UTC)
Девушка красивая. А ты её стапкографировал.(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nick_sanych
2013-09-22 08:16 am (UTC)
Чуда ещё будет с нормальным освещением. Это же не конец, дядь :).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: parallelshik
2013-09-22 12:41 pm (UTC)
:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nick_sanych
2013-09-23 07:24 am (UTC)

111 !!!

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: m0z9
2013-10-08 10:40 pm (UTC)
Читаю в обратном порядке :)
(Reply) (Thread)